Игорь Тальков

Принцип зеркальности

Предыдущий раздел Предыдущая страница Следующая страница Следующий раздел

Видеокассета с двумя Фильмами, "За последней чертой" и "Операция "Люцифер" находятся в круге особого внимания кино - видеоманов. В первой из них - еще живой Тальков. Во второй - художественная версия его гибели. Объединяет эти два Фильма, конечно же, имя. А еще - одна странность. Можно даже сказать больше - загадка.

6 октября 1991 года в Петербурге прозвучали выстрелы, оборвавшие жизнь Игоря Талькова. Потрясена была вся страна. Но особого рода шок пришлось испытать создателям фильма "За последней чертой", в котором певец незадолго до этого сыграл одну из главных ролей. Смерть вымышленного, экранного героя в фильме и реальная гибель Талькова оказались поразительно схожи. Загадочность совпадения усилилась, когда вспомнили, что сцена расстрела снималась тоже в начале октября. Более того, по документам было установлено, что и день был 6 октября. Только 1990 года, то есть ровно за год до разыгравшейся в Петербурге трагедии. Чувство невольной причастности к ней овладело вдруг всей съемочной группой и, прежде всего, конечно, режиссером-постановщиком Николаем Стамбулой - он пригласил Талькова на роль, придумал не только "роковую" мизансцену, но и весь финальный эпизод в целом, и, наконец, по его режиссерской команде "Мотор!" на съемочной площадке в певца была разряжена обойма, хоть и холостых, но все же патронов. Обычные кинематографические будни. Эти патроны сегодня тоннами изводятся и нашими, и ненашими пиротехниками. Но...

Строго говоря, при первом знакомстве со сценарием Игорь - к тому времени уже кумир миллионов - был обескуражен тем, что ему предлагали сыграть отрицательного героя. По словам Николая Стамбулы, пришлось приложить немало усилий, чтобы рассеять сомнения и вызвать в артисте готовность к сотворчеству. Замысел же заключался в том, чтобы главарь банды предстал на экране не примитивным моральным уродом, а во всем опасно-блистательном великолепии Люциферова слуги. Сеющего ложь, предательство, братоубийственные войны, и все это с завораживающим артистизмом и абсолютно неотразимым обаянием... По убеждению режиссера фильма, изобразить такое существо мог лишь равный по силе и таланту, но как бы противоположного знака человек, содержащий в себе достаточный этический противовес. У него было немало знакомых, обладающих способностью делать всякого рода прогнозы и предсказания. Возможно, кто-то из них даже рекомендовал воздержаться от участия в съемках фильма. Тальков их не послушал...

Есть актеры (немного, а все же есть), которые наотрез отказываются играть роль, если персонажа ждет гибель. Предпочитают не привлекать к себе лишний раз, так сказать, взор смерти. И никто их за это не осуждает.

Через несколько месяцев после убийства Талькова киносценарий под названием "Операция "Люцифер" уже был готов к постановке. Сюжет фильма возник сам собой в те три дня после выстрелов в Петербурге, когда мучительное ощущение причастности к этим выстрелам выключило режиссера из реальности. Сюжет и возник как выход из оцепенения. Он был прост, и необъясним. Будто бы снимается некий фильм, и вдруг... актера, играющего главную роль, убивают. Киногруппа решает посвятить этот фильм погибшему, но как закончить фильм без него? Ищут дублера. И находят - очень похожего человека. В память об актере хотят снять эпизод, в котором будет воспроизведена картина гибели. Тщательно готовятся, восстанавливают подробности реального события. Начинают снимать - и... Вместо пиротехнических выстрелов на съемочной площадке разряжается боевое оружие. Тело дублера вспарывается самыми что ни на есть боевыми пулями, выпущенными рукой товарища, которого направил к этому путем фальсификации и подлога все тот же, вечно анонимный "Некто". "Люцифер - отец лжи", - записано в дневниках Талькова...

Когда уже шли съемки, кто-то из кинокритиков обратил внимание на то, что в триаде ("За последней чертой", реальное убийство и "Операция "Люцифер") есть принцип зеркальности, где точка преломления - смерть Талькова. По обеим временным сторонам - за год "до" и через год "после" - расположены две смерти двух кинообразов. Видимо, по какому-то великому закону равновесия, сколько одолжено иллюзорным миром экрана, столько и возвращено.

Ирина Тищенко

Вверх