Игорь Тальков


«Я точно знаю, что вернусь»

Предыдущий раздел Предыдущая страница Следующая страница Следующий раздел

Игорь Тальков – удивительный человек, ни на кого не похожий, неожиданный. Автор и исполнитель своих песен, композитор от Бога, освоивший самостоятельно музыкальную грамоту, сольфеджио, многие музыкальные инструменты и достигший очень высокого профессионального уровня. Актёр кино. И исследователь – собиратель исторических документов, мечтавший восстановить правду об истории нашей Родины, правду, которую замалчивали и искажали семь слишком десятков лет. Подвижник, готовый выступать с микрофоном и без где угодно, даже рискуя сорвать голос. Любимый одними и резко не принимаемый другими. Явление в нашей теперешней культуре, соизмеримое с феноменом Владимира Высоцкого в семидеся тые годы.

Широкую известность Игорю Талькову принесла записанная им в 1987 в собственной аранжировке песня Д.Тухманова "Чистые пруды". Успех был несколько неожиданным для самого Игоря, он относился к нему иронически, хотя успех этот вполне закономерен: наконец-то на эстраде среди суеты, немудрящей развлекательности и даже (да простят меня читатели) откровенной халтуры вдруг явился светлый образ интеллигента – романтика, человека с душой, памятью, умеющего ценить каждый миг бытия. Игорь Тальков принадлежал к поколению, детство которого пришлось на 60-е годы, в жизнь же это поколение вступило в начале 70-х, в самый разгар так называемого застоя, когда вся информация строго дозировалась и фильтровалась, факты (в том числе и исторические) намеренно искажались, воспитывалось извращённое представление о стране и о мире в целом. Многие из поколения, чья юность пришлась на то повезло. Он ещё в юности понял, что «что-то тут не так», это стоило ему тяжёлой психологической ломки, но зато он стал внутренне свободным человеком, со своим взглядом на мир. Возможно, именно об этом прозрении поётся в песне «Примерный мальчик»:

Ну, они не понимали

То, что понять я сразу смог,

На разрисованной гитаре

Играя запрещенный рок,

Читая книги «не такие»

От всех тайком по вечерам,

На дискотеках лихо прыгая

И посещая Божий храм…

Запрещённый по тем временам рок Игорь начал играть с четырнадцати лет, а после окончания школы рок-музыка стала его профессией. Дорога к признанию была долгой и трудной. Случалось, что был зал, собиралось совсем немного слушателей, человек 15 – 20, всем нравилось, все аплодировали, но широкой известности это не давало, а значит, не было ни возможности записать свои песни, ни выступать на большой сцене. Приходилось выступать в ресторанах, писать аранжировки для чужих песен, в частности для группы Стаса Намина.

В 1986 – 1987 годах Игорь работает аранжировщиком и солистом в составе группы «Электроклуб».

После появления «Чистых прудов» в 1988 году начала формироваться известная теперь группа Игоря Талькова «Спасательный круг». Название группы – символ.

Да хранит меня спасательный круг

Простых и вечных истин –

поётся в одноимённой песне.

Итак, о чём же пел Игорь Тальков?

О любви. Редко, почти никогда о счастливой, чаще – о неразделённой, о прощании с любовью. Его лирические песни трудно и даже больно слушать, но всё в них – правда, нет легковесных чувств, позы, рисовки. Герой Игоря чаще всего одинок, он тяготится своим одиночеством, но и понимает его неизбежность, ценит и бережёт память о состоявшейся или несостоявшейся любви. Интересно, что одна из самых любимых песен Игоря, «Память», удивительно взрослая по мировосприятию, была написана в 1977 году, когда автору было немногим более двадцати лет.

А ещё, и это, пожалуй, самое главное, Игорь Тальков – автор большого числа «социальных песен», как он их сам называл. С этими песнями Игорь ездил по всей стране. Это совсем другие песни: исчезает акварельная хрупкость тальковской лирики, их сложные, богатые аранжировки сменяются грохотом тяжёлого рока ("Дядин колпак", "Век Мамай", "Совки" – 1988 г.), резким ритмом брейка ("Война" – 1990 г.), речитативом рок-н-ролла ("КПСС" – 1989 г.). Это и великолепный художественный экскурс в историю, сделанный с использованием мотивов церковных песнопений, "Россия" (1988 г.), фольклорная баллада "Бывший подъесаул" (1988 г.), трагическая "Родина моя" (1988 г.), задиристые "Стоп" (1987 г.), "Господа демократы" (1987 г.), "Кремлёвская стена" (1980 – 1987 гг.). В песне "Война" заявлено творческое кредо Игоря Талькова:

"Я спел бы вам песню про чистые пруды,

Да мне, признаться, сейчас не до воды,

На меч булатный и доспехов звон

Я променял приятный старый свой аккордеон.

Война!

Идёт гражданская война!

Восьмой десяток лет…"

Песня "Глобус" (1990 г.) – тальковская, напевная. И в то же время – нервный, тревожный ритм ударника.

"Не вращайте зря глобус, вы не найдёте,

На планете Земля стран таких не отыскать,

Кроме той роковой, где вы все не живёте,

Не живёте, потому что нельзя это жизнью назвать"

В песне "Вернусь" (1990 г.) Игорь мечтал:

"Я завтра снова в бой сорвусь,

Но точно знаю, что вернусь,

Пусть даже через сто веков

В страну не дураков, а гениев!

И, поверженный в бою,

Я воскресну и спою

На первом дне рождения

Страны, вернувшейся с войны"

В преддверии августовского путча зловещим предостережением звучала написанная в 1989 году песня "КПСС". Пророчеством оказался ноэль "Бал сатаны" (1989 г.), который Игорь пел на праздничном концерте у Белого дома России 31 августа 1991 года. И, может быть, в том, что народ смог подняться на защиту демократии, избавиться от векового страха, отравившего души многих поколений, есть и заслуга Игоря Талькова.

Об Игоре можно писать и говорить много. Но лучше и полнее всего он рассказал о себе сам необычайно точными, ёмкими стихами, где ни одно слово не пропадает впустую, каждое имеет максимальную смысловую нагрузку. И если внимательно прослушать кассеты с записями песен Игоря, перед вами пройдёт вся его жизнь.

А 6 октября 1991 года Игоря убили. Игорь знал, предчувствовал свою судьбу, он очень торопился, готовил к печати сборник своих стихов, книгу "Монолог", отрывки из неё для журнала «Смена», дни и ночи пропадал на студии звукозаписи. Ему было что сказать людям, и он спешил всё сказать. Он был честным, строгим и требовательным к себе и другим, не прощал предательства. Мог быть резок и беспощаден, не шёл на компромисс. Он был мудрым, он любил людей. За это его многие не любили. Игорь был верен своему призванию, и замечательная песня "На смерть Виктора Цоя" стала фактически реквиемом Игоря по себе. Она была написана в 1990 году.

…В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают,

И в песнях, и в стихах своих живут…

А может быть, сегодня или завтра

И я уйду таинственным гонцом

Туда, куда ушёл, ушёл от нас внезапно

Певец и композитор Виктор Цой.

О. Ильина.

Журнал «Пионер», №3 – 4,

1992 г.

Вверх