Игорь Тальков

Игорь Тальков достиг святости

Предыдущий раздел Предыдущая страница Следующая страница Следующий раздел

Игоря Талькова Бог призвал на открытое противостояние злу, и, по нашему мнению, он достиг святости и аскетизма своей жизни. Горько писать, что только по-нашему, - большинство его святости не признают. Понимают отчасти, но не полностью, и не в том главном, чего бы желал Игорь. Любят его, но не так, как нужно Игорю и Господу, руководившему им. Любить надо так, чтобы подражать делом. Понимать надо то главное, ради чего он и жил, и горел: христианскую борьбу добра со злом. Это можно не называть словами из церковного словаря, но суть этой жизненной позиции видна и понятна: не сладкая водичка наше житие, а есть борьба до смерти. И Игорь досадовал, что вот этой сути многие не видят или не хотят видеть. Желая иметь в Игоре только точного передатчика внутренних чувств человека. То есть достоверно показующего проблемы и чувства современника. И этим простым уровнем были довольны. А того не понимают, что Бог дает такой высочайший уровень мастерства и достоверности ради высочайших целей исполнителя: вещания правды. Поистине он был пророк. Больно видеть и слышать, как его недооценивает русский народ. "Тальков не святой" - говорят. Как не святой!? Кто из нас напишет такое? КТО посмеет спеть? Кто не струсит выйти на сцену под улюлюканье подосланных кегебистов. И зная, что могут убить. Зная наверняка, что убьют и охотятся. Травят и ненавидят. Да еще так много людей. Подвиг его был воистину велик. И я не знаю, кто может говорить что-то против. Или недопонимающие. Или вовсе непонимающие, что он сделал. "Сытый голодного не разумеет". Попробуйте хоть раз преодолеть презрение толпы. Даже просто светский стыд перед двумя-тремя вашими товарищами. Вы увидите, как это тяжело. И возможно только при полнейшем припадании ко Христу. При полной надежде на Него и только на Него. Не может человек идти против общества, если он полностью не опирается налога. "Вырваться" из общего течения общества общественному существу возможно только при полнейшем погружении в Бога, строгом следовании за Ним, подчинении Ему, полном руководстве Богом, - чтобы нигде не оступиться.

Его последний концерт, записанный на видеопленку - Поразителен. В нем видна полная чистота от обычных пороков современного человека. Это лицо человека, полностью подготовленного к переходу в мир иной. Он умер для страстей мира сего,

Но он не огрубел сердцем, нелишен жалости и сочувствия. "Помни 6 смерти и вовеки не согрешишь". Он всегда ходил перед лицом смерти, а потому у него выгорело все греховное. Все обычные привязанности сердца ко всему мирскому. Поэтому я и дерзаю назвать чистоту Игоря равной монашеской. Скорее всего, Игорь причислен к лику мучеников. Тем не менее, общее делание у всех видов подвижников одно: смирение, чистота, послушание Богу до смерти. И чем выше восходит человек в том или ином лике, - тем большую сферу общения он имеет, в том числе с другими ликами.

Для монашеской чистоты вовсе не обязательно носить рясу или петь псалмы ежедневно. Не обязательно делать благовидное лицо.

Делание Игоря было изнутри. Он шел на смерть. Он ежедневно дерзал сражаться с бесами и со всеми темными силами целой страны, когда оттачивал фразы в своих песнях, делая их точными стрелами, бьющими прямо в цель смыслов. Достигающими глубин человеческих сердец своей чистотой, правотой и самоотверженностью. Когда так пишет человек, - он понимает, какой удар и урон наносит бесам и всем тем силам, которые враждебны христианским добродетелям, а потому и благополучию народа. Он видит перед собой эти силы. И чтобы так писать - нужно ежедневно преодолевать их угрозы, нужно иметь дерзновение и горение сердца. Это возможно только с Богом в сердце.

Стыдно слышать от хороших христиан сомнения в чистоте Игоря. Они смотрят на мелочи. Тогда как доже в малости не в силах повторить его подвиг. Ну, хотя бы кусочек делания. Мы боимся всего. Соседей. Начальства. Светского мнения; Родственников. Собственных детей. ЧЕГО И КОГО УГОДНО. ТОЛЬКО НЕ БОГА. А Игорь смог служить Истине. Так судящие не в состоянии подняться выше собственного узкого кругозора. -

То, что он курил - это мелочь. И курить можно по-разному. Те, кто наслаждается курением, и делают его смыслом жизни - это совсем не такие люди, как Игорь. Его цель жизни была: мужественно сказать правду, даже когда тебя хотят за нее убить. Курил он от усталости и привычки. А может, для некоего смирения Бог оставил ему это при жизни. Но совершенно точно, что курение не имело никакого места в его главной иерархии ценностей. И Бог ему это простил.

Он мог гневаться. Но и надо было ругнуть от всего сердца тех, кого он ругал. Это просто оттого, что он говорил от всего сердца. Это такой праведный гнев. И он обязательно должен быть в душе каждого неравнодушного ко спасению себя и людей человека. Смирение не есть бездействие, молчание и безгневие. Чистота - не значит отворачивание от грязи жизни. Чистый может и должен разбираться с грязью, чтобы очистить и показать другим выход. На то он и чистый - что не прилипает к нему грязь. "Чистюля", "чистенький" - говорят с насмешкой и презрением о тех, которые брезгливо не хотят и не могут врачевать язвы человеческих душ или целого общества.

И Бог гневался на людей. И в гневе погубил Содом и Гоморру. В гневе погубил потопом все первоначальное человечество, кроме Ноя. В гневе Он накажет всех нечестивцев. И в гневе обещает большие наказания и исполнение их без всякого снисхождения: "Вот, Я затворю и никто не отворит". И юродивым девам Он в гневе говорит: "Не вем вас''. Много гневается Господь, и гнев Его праведен. Потому что Он душу свою полагает за нас, все уже сделал для спасения, - а мы не спасаемся. Потому и Игорь Тальков имел право на гнев, что он душу и жизнь свою, всю судьбу свою и всю деятельность свою положил на спасение людей, - а они не хотят исправляться. Он гневается на врагов правды, на лукавых, на грабителей государства и народе. Как можно осуждать за такой гнев? А если и применить крепкое выражение, - то это всего лишь лексикон русского народа. И на каком языке народ говорит - на таком можно и ему сказать. Чтобы было понятно. И до конца. И вполне честно. Ругался Игорь не потому что груб и развратен, а потому что от всего сердца ненавидел мучителей России. "В Сибирь меня хотел сослать, козел!" - пишет он о своем соседе. Так ведь таков сосед и есть. Талькова - и в Сибирь. Единственного, кто тогда честно пел о России. Тальков делал общий, общественный и исторический анализ. Крупномасштабный. Его песни - как общий набат, призывающий русские души проснуться и покаяться.

Итак, нехороши грубые слова, когда они льются на слабых со стороны безчинных, бездуховных, неправедных людей, в целях узких, корыстных. Просто от злости. А в ситуации высокодуховной даже ругать - звучит, как меч честности и правосудия. Из уст высокодуховного человека и в высокодуховных целях. Потому что не слово оскверняет, а то, что лежит в глубине души. То есть смыслы, в которых оно было применено. И ситуация.

У Бога нет застывших правил. Подлец может опорочить любое чистое слово и дело. А честнейший может и бранное слово применить, как хирургический разрез ради обнажения правды. Роди принесения конечного приговора предельным нечестивцам.

Игорь указывал грехи с мужеством, не уклоняясь от этого своего опасного исповедничества, но и не желая ада своим обвиняемым, а желая спасения и покаяния. Ада он желал только нераскаянным и перешедшим всякую черту милосердия и сострадания: типа Ленина, партократам и демократам, не желающим видеть живые души в их страданиях. Это нормальное желание. Сам Господь обещает ад грешникам и бесам. Хотя при этом говорит: "хощением не хощу смерти грешника", то есть накажет их не из злорадства (его нет у Бога и не было в данном случае у Игоря), не из своего желания погубить, а по справедливости их дел. "Мне отмщение и Аз воздам". Воздаст! Не говорит, что не накажет. Так и мы должны мужественно говорить переходящим черту милосердия, что немилостивые не будут помилованы. Потерявшие всякое сострадание к соотечественникам и сами не будут сострадательно помилованы. Это не злорадство, а честность предупреждения. Это отсечение гнилой ветви от организма, который еще может спастись.

На Талькова мог поднять руку только прожженный отступник от Бога, всякой совести, чести, сострадания. Но Игорь и не бежал от своих убийц. Напротив, он сам шел на сцену, на всеобщее обозрение. На Талькова невозможно было поднять руку. Он был светлым и чистым. Невозможно было не любить его. И враги бы его любили его, если бы у них в сердце остался хоть один живой кусочек. Тальков был так прост, доверчив, открыт, незлобив перед хорошими людьми: Имел такой мягкий хороший юмор. Только для врагов отечества он имел меч. Меч духовный.

Талькова нельзя было убить вслепую, а, только тщательно подготовившись, потому что все хорошо его знали. Участниками убийства могли быть только те, кто хорошо знали Игоря, были близки к нему по всем делам, чтобы приблизиться для убийства и при этом имея омертвевшую, лживую душу, как у Шляфмана.

Слабохарактерный Шляфман обнимался с Игорем. Но не мог противостоять своим хозяевам, повелевшим убить Игоря.

Но мы должны очень хорошо понять, что Игорь был убит не раньше, чем сказал русским людям все то, что велел ему Господь. "Они уходят, выполнив заданье, их отзывают Высшие миры" - так он пел на смерть Виктора Цоя. То же самое относится и к Игорю Талькову, и ко всем таковым. Не силы зла сильнее, а силы добра. Господь берег Игоря от всех посягательств до тех пор, ПОКА ИГОРЬ НЕ СКАЗАЛ САМОЕ ГЛАВНОЕ, ОСНОВНОЕ, ЧТО ЕМУ ВЕЛЕЛ ГОСПОДЬ.

Интересны его слова о любви: "Я люблю женщин. Пушкин был прав: все делается ради любви к женщинам". Не надо это понимать так, будто он любил женщин более Бога и своего служения. Любовь к людям, в том числе к женщинам, он подчинил своему служению. Просто Тальков показал, что он не гордец и не превозносится над женщинами, как это вошло "в кровь и душу" многих мужчин. У мужчин более крепкая и независимая душа, чем у женщин, но Тальков через свою любовь к более слабым сумел не превозноситься над ними, не, презирать. Любовь его мягкая и снисходительная. Но никогда он ради любви не бросил своего основного дела: писать песни, писать правду о России. В этом плане у него были замечательные отношения с женой. Она была ему молчаливой помощницей, не вмешивалась в процесс творчества, не создавала в доме невыносимую обстановку скандала, все терпела и любила Игоря спокойно, без ажиотажа. Служила ему. Была ему истинно помощницей. Игорь вставал, делал зарядку, молча пил кофе, по-деловому, стоя. И кофе уже был готов к его приходу на кухню. Жена ставила ему на стол чашку без всяких притязаний на его внимание, на внешние выражения признательности. И затем Игорь уходил писать песни. Жена не концентрировала на себе внимания, не закатывала истерик от "малости внимания". Молча вела хозяйство. При этом женщина и умная и с крепким характером. Хорошая жена. У Талькова был хороший "тыл".

Спал он на матрасе, положенном на трехлитровые банки. У него было сосредоточение и полное отдание себя процессу сочинения нужных Богу песен. Сочинял в туалетной комнате, потому что другого места писать не было. Единственная "отдельная комната". Хороший повод сказать все, что думается, - о наших распорядителях судеб и распределителях материальных благ.

Вот в таком смирении и в деловой сосредоточенной обстановке жил Игорь. Никакого превозношения, расслабления и барского расположения перед листами бумаги, развалясь в кресле и перекидываясь шуточками с домашними у него не было. В семье не было вокруг него обстановки тщеславия, человекоугодничества, его никто не записывал в герои и кумиры. Но и не унижали, давали свободу самовыражения. Игорь работал по-деловому. Со смирением. Что так необходимо Правильному процессу написания божественных вещей. С близкими не было обычных бытовых конфликтов, которые делают творческую работу невыносимой. Близкие давали Игорю возможность спокойно работать, по мере своих сил помогали ему, выполняя хозяйственные работы. А также были первыми доброжелательными слушателями новых мелодий и текстов. Работал Игорь над мелодиями и текстами тщательно и много. И это никого не раздражало.

Легкость влюбленности характерна для людей с пылким, романтичным сердцем. Для тех, кто умеет воспарять на облака поэзии. Это нормально. Нужно только перевести свою любовь в целомудренное русло общения. Ведь на том свете мы будем все любить друг друга. Только не надо благоговейное и восторженное отношение низлагать до телесного. Игорь боролся за чистоту своих отношений с женщинами. Он писал, что с влюбленностями надо покончить, иначе Бог ему это не простит. И мужественно довел это" до конца. Прекрасна и показательна в этом плане его песня со словами: "Сегодня самый лучший день. И, слава Богу, что он уже прошел: И от ненужных слов меня освободил" Это день прощания. Игорь простился со всеми своими увлечениями, "превышающими полномочия". Где и у кого из певцов мы встретим такое? Все страстно поют о своей увлеченности женщинами, ищут встреч, ломают чужие семьи и судьбы, и ни о чем другом уже не в состоянии думать. Тальков был в состоянии думать о другом, и вообще отойти от влюбленности. От этого он ушел. Вернее, сумел оставить на этом уровне. Да и все ошибки и трудности современного человека, тяжело восходящего (от воспитанности на телесных примерах любви) к истинной духовной любви - врачуются Господом, как правило, уже на том свете окончательно, А на этом мы боремся и плачем над своими ошибками. Видим, как мы запутались, какие страдания приносит любовь с примесью плосткого: "И будут у вас скорби по плоти, а мне вас жаль", как сказал апостол Павел. То есть, кто смешивает свою любовь с плотской, - тот неминуемо будет страдать от ревности, отграниченного, узкого круга любви с людьми. Имеющий плотскую любовь - ее рамками и ограничен - не может выйти на любовь духовную. И не имеет права расширить круг своих знакомств, симпатий, любви, которая одна только и способна расцветить отношения богатыми и разнообразными чувствами и смыслами, напитать душу со всеми ее потребностями духа, способностями духовных отношений.

Говоря о разнице между плотской и духовной любовью - мы говорим вообще, а не конкретно на примере жизни Игоря. Про Игоря мы не знаем. Возможно, и, скорее всего так, что он был целомудреннее многих своих современников. Нам важно не это, а результат духовных поисков Игоря. А результат был самый положительный; А раз так, то сказанное против Игоря, хотя бы и предположительно - не может низвести его с высоты, им достигнутой. С высоты, дарованной ему Богом за его поиски, страдания, самоотверженность, честность. И чистоту.

Истинная любовь основывается и складывается из выполнения перед ближним заповедей духовной любви: то есть терпения, смирения и всех остальных. Сюда входит и отсутствие человекоугодничества, и нелестность и принципиальность отношений. Мерило человеческих отношений - не какая-то абстрактная любовь, а послушание Богу, в которое входит и желание терпеть недостатки ближнего. Ибо свят один Бог.

И в отношениях с женой Игорь тоже достиг высот истинных духовных отношений. Вот как он написал о своей жене в результате их отношений: "Рядом со мной женщина, которая роднее мне и ближе всех когда-либо окружавших и окружающих меня. Она не похожа ни на одну из придуманных мною, но она достойна большой и настоящей любви. Порой мне кажется: та, что я искал за горизонтом, всегда была рядом, только я этого не замечал. Успокаиваюсь одним: наших отношений никогда не касался обман".

Интересно сказал в одной из песен на эту тему Виктор Цой: "мы потеряли невинность в боях за любовь". Да, человек, не твердо знающий "теорию" христианской любви может броситься в самостоятельные, без Бога, поиски "своей половинки", вместо своей мучаться с чужими. Ведь своя одна - единственная. И если суждено человеку жениться - то ее сам Бог и подводит, и сдруживает, и не надо никаких похождений и переборов вариантов. Или даст человека такого: полезного для жизни, не погубляющего нравственность. А если он не утолит желание духовной любви,- значит, вас может утолить одни Бог. Становитесь мысленными монахами. Монахами в миру. Бегать по людям таким людям бесполезно. А если и есть для вас половинка, то она может быть дана уже только в раю. Так даже лучше: На земле мы перевоспитываемся. И губим друг друга своими страстями и пороками. Лучше очищенными и готовыми встретиться на том свете. Только надо придти в целомудрии. Ведь там нет телесной любви. В царствии Божием, по слову Спасителя, "ни женятся, ни замуж не выходят, а будут как Ангелы на небесах".

Из высказывания Игоря Талькова о жене мы видим, что он признал ее достойной высокой духовной любви. А значит, он сумел достигнуть именно такого чувства по отношению к женщине. Он пишет о духовной близости. Достигший таких отношений обязательно имеет чистоту от превалирования телесного в душе. В результате мы смело можем утверждать, что Игорь достиг целомудрия в отношениях с женщинами. И его ошибки были ему в научение, а не в погибель. И жена, как человек, с которым строятся самые длительные и глубокие отношения, с переходом в вечность - лучший показатель состояния души и отношений данных людей.

Что же касается выбора - то Господь лучше всего знает, кто, кому и какой стороной души подходит, кого кому дать в жены и мужья, в помощницы, чем и отличаются отношения на Небесах. Если бы выбор происходил с просьбой к Богу или хотя бы совершался со смирением перед первоначально сложившимися обстоятельствами и отношениями, - то многих ошибок и страданий люди могли, бы избежать.

Странную Книгу написал об Игоре Талькове священник Михаил Ходанов. Называется она "Спасите наши души". Но содержание ее ...

Низведя весь подвиг Игоря, автор призывает молиться о прощении его грехов. Они и так уже все прощены. Его грехи - мелочи по сравнению с его подвигом. Это нам надо просить Игоря о помощи. Нам, малодушным и трусливым в мужестве отстаивания правды. Правоты Божией. Просить молитв за привитие самоотверженности. По сравнению с Игорем мы намного грешнее. И то, в чем был грешен перед Богом Игорь, Бог и так уже простил за его большой подвиг. Однозначно то, что Игорь Тальков намного выше по духовному уровню среднего человека России. Даже умные и духовно тонкие русские не доосознают этого. И это очень тяжело. Так как он старался для нас и надо бы и нам постараться хотя бы понять его правильно и оценить, чтобы воспользоваться той многой помощью, которую может дать такой вот новомученик, близкий к нам исторически. Ведь каждому святому дается своя благодать, своя часть, свое знание. Игорь разбирается и понимает, и помогает как раз в сегодняшних проблемах России.

Священник Михаил Ходанов пишет о политическом радикализме молодежи, к которому якобы призывал Игорь. Он не к радикализму призывал, а к Истине. Истина - это не крайность. Радикализм имеет оттенок крайности. А истина - это истина. И до нее мы не дотягиваем не потому, что она слишком радикальна, а потому, что жалеем себя и свое теплое место, кто успел его приобрести. Как только человек успел сесть в "кресло" - Так он становится рабом кресла. Вместе с зарплатой продаст свои принципы.

Не верно исторически, будто бы мы вот такие несчастные: взяли нас большевики и все уничтожали. Правда в том, что мы сами заслужили такое обращение:

Так Господь через жестоких людей смирял гордыню русских. Уничтожал сытость и самодовольство: Насаждал желание вопиять Богу и к Нему Единому обращать свои мольбы и покаяние. | Тем не менее, сказать правду о большевиках надо было. Наше смирение перешло в другое извращение: вместо покаяния перед Богом мы стали "лизать пятки" нашим мучителям в надежде, что поменьше будут пинать. Надо бы покаянием сбрасывать иго. Надо бы к Богу обращаться и через Него обретать свободу и защиту. Бог снова бы дал царя, и в состоянии разогнать Мучителей, дать экономическую свободу России (но ради благочестия, а не упивания земным благополучием. Ради спокойного приготовления к вечности, а не ради почивания на лаврах, как это было перед революцией и стало причиной революции). НО МЫ ПЕРЕШЛИ В ПОКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД МУЧИТЕЛЯМИ. Вместо исправления перед лицом Бога бросились умолять о милости наказателей своих. Они на то и наказатели, что нет у них милости. Вместо покаяния вошли еще в худший грех: поклонение перед грешниками и врагами добра и Бога. И вот тут подвиг Игоря незаменим. Он назвал мучителей мучителями. Врагов народа врагами народа. Правильно расставил акценты: И перестал поклоняться злу. "Но мы встали с колен и расправили плечи". За это ненавидят его большевики и масоны, и все враги русского народа. Каждый делает сейчас выбор. Будет он поклоняться ложной системе или будет спасать свою душу для вечности.

Кто хочет, тот спокойно воспользуется его песнями. Живи он до сих пор - ему бы было очень горько оттого, что его открытиями и смелостью воспользовалось так мало людей. Ему и сейчас очень горько, ведь он все видит. Короче говоря, Игоря Талькова. можно представить, как образец нелицемерною гражданина своего Отечества. Его подвиг быть всегда готовым к смерти, идти под пули ради спасения совести своего народа. Перед лицом смерти не может устоять ни одна страсть. Он жил при исполнении христианского памятования: "помни о смерти". Сами интонации его Песен, всего его внутреннего строя, его тонких духовных движений глубоко поучительны и говорят о глубокой внутренней перестройке всего его духа. "Покуда не вскисало все". У Игоря Талькова перестроилась вся душа. Поэтому и в Музее Игоря Талькова царит атмосфера Церкви, сильно чувствуется дух Игоря, дух современного нам покаяния и силы, мужества и самоотверженности, высоты горения за идеалы чисто духовной любви. "Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя". Это Игорь исполнил и поистине он сейчас во святых. Поистине исполнится его песня-предсказание: "Я воскресну и спою на первом дне рождения страны, вернувшейся с войны". То есть в день воскресения России и русских он будет в числе первых.

Вообще-то странно пишет о Талькове священник М. Ходанов. Он использует приемы психологии, а ведь психология и церковь - не совместимы. Он явно пользуется приемами тайного внушения. Скучное повествование об Игоре, куда вставляются энергичные, краткие, эмоционально заряженные императивные фразы, противоречащие общему хвалебному хору Эти фразы ставят под сомнение значимость общего текста. Они очерняют Талькова в данном случае. Например, Ходанов пишет: "Однако поэт, в отличие от многих, очень многих из нас, мужественно прошел (чего это ему стоило в конечном итоге - мы знаем) через "совковские искушения" а что мы можем?", "да уж лучше плыть по течению" Курсивом выделены подсознательные внушения. Регулярно появляясь в тексте, они оставляют "послевкусие" бессмысленности работы Игоря над душами людей. Они нам как бы подсознательно говорят: Игорь зря мучился, не ходите его путем, это ни к чему. Смерть Игоря священник Ходанов преподносит, как бессмысленное окончание жизни. Читать книгу Ходанова начинаешь с доверием, так как написана она священником, но в процессе чтения натыкаешься на приемы и стиль умной на зло науки. В наше время, когда психология так активна и пытается войти в русло церкви (вместе со священниками, занимающимися ею) необходимо оберегаться от нее и "знать врага в лицо".

О таланте Игоря Ходанов пишет: "голос поэта пусть еще и не оформленный в концепцию, пусть наивный и неискусный, еще не могущий со всей адекватностью реагировать на истину " Это у Игоря-то неоформленный в концепцию взгляд?! Да он с академической скрупулезностью изучал факты истории, составлял конспекты с, выписками из подлинных документов и рукописей. Бог дал ему все: ясный ум, точное слово, прекрасную ориентировку во всякой политике, видение ловушек и хитростей врага. Бог не мерою дает таланта своему служителю. Если уж Игорь согласился работать Богу - то Бог дал ему все таланты певца, композитора, стихотворца, мыслителя, философа, организатора по полной мере: чтобы он мог веско и во весь, голос вещать истину в полной уверенности в своей правоте, в полном знании истины. Силы и мощи Игорю было не занимать. И за всем этим стоит рука Бога. Ругая Игоря и обвиняя в беззубости политических песен, - ругают самого Бога. Они хотят очернить Игоря теперь, когда он сам за, себя не может заступиться. Но теперь Игорь может восстать со своими песнями через своих последователей. Тем более что связь эта с Игорем живых прямо-таки живая. Помощь от Игоря может получить каждый и очень даже действенную, конкретную, быструю и великую. Игорь сейчас, как полководец, может тысячами двигать, хватило бы только у людей веры и благочестия. Это оболгание и принижение подвига. И горя. Вот Ходанов дальше пишет: " Может быть, Тальков поначалу шел к сцене, чтобы иметь возможность, прежде всего, просто заниматься любимым делом - песней, и не думал о социальных последствиях своего профессионального выбора". Но Тальков не просто песнями занимался. Он именно хотел выйти на сцену, чтобы его услышали во весь голос: чтобы сказать о своем взгляде на жизнь. Поворот к Богу у него начался со школы. См. песню: "Я с детства был примерный мальчик", а также стихи, посвященные своей крестной Лидии Ростовцевой. Говоря о "искрометности и яркости, удачно найденных форм" поэзии Талькова, Ходанов вдруг выписывает стихи Бродского со словами "В прихожей - куча на полу". Напоминает, что Бродский тоже был очень знаменит, и приводит пример его "ярких форм". И кроме них ничего, и без всяких объяснений. Это приемы психологии: поливать грязью походя. Опорочить просто соседством с пошлостью. С милой улыбкой на губах творить пакости человеку, не могущему ничего сказать в ответ.

Ходанов пишет: "Когда зло наступает и обнажает свой звериный оскал, когда торжествует наглая ложь и дезинформация" и вольно, или невольно этим и занимается. Таковые любят щегольнуть знанием и пониманием своей позиции, своей лживой высоты, которую никто не разумеет. Люди ходят в сетях плоского мышления, не допускающего даже существования священников, вооруженных до зубов приемами лжи и оболгания, и думают, что узрят истину и спасутся от сетей лжи. Масоны смеются над нами, такими христианами, которые под видом смирения и погружения в собственные грехи не хотят видеть, как убивают их мировоззрение и мировоззрение их детей. "Не прав тот капитан, который скажет: "ребята, все спокойно". А корабль в это время идет ко дну" - писал и пел Игорь Тальков.

Тальков описывает подъесаула, предавшего Бога и Родину, и вспомнившего о Боге только "у последней черты", а Ходанов приписывает эти слова и состояние самому Талькову, желая чтобы мы думали, что Игорь вспомнило о Боге только у последней черты, жизни, а" Не служил Ему на сцене всю сознательную жизнь. Так, Ходанов пишет о Талькове: "Что заставило его рисковать вплоть до смерти? Оказывается, в жизни настоящего человека приходит день и час. (Помните? -

Наступает момент,

Когда каждый из пас,

У последней черты

Вспоминает о Боге

"Бывший подъесаул".

Странно, неужели Ходанов не разглядел, что подъесаул был предателем, а Тальков победителем. И о Боге Тальков вспомнил не в последний час, а всею жизнью своею последовал Богу.

Тальков дал нам символ "забинтованных лбов", как людей с разбитыми от столкновения с правителями мира сего лбами. Лбами бойцов, не складывающих свое оружие. Бинтующий разбитые лбы, чтобы приготовить их к новым столкновениям. А Ходанов говорит, что '"забинтованные лбы" - символ духовной слепо ты и распущенности". Это явная ложь, натяжка, не известно на каких глупцов или равнодушных рассчитанная. Это очень странно должно бы звучать для нормального христианина. Стыдно современным христианам быть такими обманутыми от их зубастых и умных противников. Нельзя в наше время быть страусами, прячущими головы в песок. Как раз можно угодить в такие сети. Зачитываться книгой о Талькове, которая на самом деле втайне поносит Талькова. Стыдно!

Священник Ходанов говорит и верное про Талькова, но такое, что ни у кого уже давно, не вызывает сомнений. Но общее толкование жизненного пути Игоря неверно. Ходанов показывает мастерское владение сложными терминами и сложными построениями фраз. Говоря о падении России, он очень красноречив, глубок и ярок. Ив тоже время собирает в своей книге всю грязь про Игоря, кто что говорил, ложь. И при этом не высказывает своего гневного мнения по поводу этой лжи. Констатирует как факт. Это прием психологии. Психология - наука зла, наука, учащая приемам лжи и обхода совести, усыплению стыда. Постоянное перечисление взглядов извращенце на нескольких страницах (все типа: "убийства, черная магия, половые извращения" - цитата из Ходанова), на деле оказывается не разоблачением зла, а его рекламой.

В книге Ходанова нагнетается обстановка отчаяния, чтобы мы сложили оружие, даже не взяв его в руки. Какое оружие? Кто может - пусть занимается политикой, кто - экономикой, но в рамках христианского добра. Вот и все делание. Кому что Бог укажет по его силам и способностям. Кому-то просто в жизни своей надо избавляться от собственных страстей, или, хотя бы, противостоять явному греху. А впрочем, истинному христианину сладкой жизни на этой земле не увидать. Хотите быть счастливыми в будущем? Приготовьтесь сейчас пострадать за правду.

Автор после своих блестящих выкладок о том, что Россия никак не сможет встать с колен при таком распаде нравственности (и тем поднятия своего авторитета, своей "праведной" позиции в глазах читателя; это психологический прием: заставь слушателя несколько раз согласиться: да-да, и он может согласиться на последующую за этим ложь), - преспокойно приступает к дальнейшей "разделке" Игоря Талькова, заявляя, например, что Тальков "так и не успел no-настоящему воцерковиться". Что он имеет в виду? О принципах воцерковления Ходанов пишет: "Это только в Церкви - духовная дисциплина, контроль через таинство исповеди за духовной жизнью человека, да еще и обязательная молитва, наряду с участием в службе, постом, телесной чистотой, целомудрием и деятельной любовью к ближнему". Видно, что под воцерковлением Ходанов понимает именно желание подчинить взгляды и поведение Игоря контролю, а не отеческому окормлению. Хотя сам же Ходанов пишет, что Игорь "сказал как-то в одном из ранних интервью, что в Бога верит, но в Церковь не ходит, так как Бог - у него в душе. Однако родные свидетельствуют, что на гастролях он почти всегда ходил в тот или иной храм. А крещен он был еще в детстве. Другое дело, что он, по стечению обстоятельств и в силу личной суеты, так и не успел по-настоящему воцерковиться". То есть Ходанов одной рукой признает, что Игорь был верующим, крещеным, ходил в храмы, и даже имеет высшую добродетель: "Бога в душе" - а другой уверяет, что Игорь так толком и не воцерковился, "из-за личной суеты". Явная ложь, натяжки и противоречия. Под воцерковлением Ходанов подразумевает контроль над душой Игоря со стороны таких священников, которые хотели бы запретить ему петь.

Ходанов называет "рискованную формулу (Талькова, Ред.) "Бог в душе". Пишет о Талькове, а приводит в пример элиту, которая "откровенно смеется над Богом". Далее священник Ходанов пишет: "А что касается "бога сердца" (у Ходанова с маленькой буквы), то, как показывает опыт, он ровным счетом ничего от человека не требует, ни к чему его не призывает, всему потрафляет и на все закрывает глаза. Удобный карманный языческий бог-талисман, ничего не скажешь". Но при чем тут язычество, если он пишет статью о Талькове? Происходит: смещение понятий добра и зла, когда соглашение в одном может привести к соглашений в другом.

Ходанов признает, что Тальков "не развил в себе пристрастия ни к спиртному. Ни к наркотикам". Но это звучит так, будто он их периодически и преспокойно употреблял; все развивал да развивал, но вот все-таки почему-то не развил. В связи с этим Ходанов мягко не соглашается с журналом "Огонек" в том (вынеся это несогласие в скромную сноску и мелким шрифтом), что журнал назвал Талькова хроническим алкоголиком. И все это звучит так, что Игорь будто бы пил много и везде, где только придется, и пригласят, но вот только почему-то и по чистой случайности алкоголиком не стал. И за это непризнание Игоря алкоголиком Ходанов еще хочет, чтобы мы признали такие "более мелкие недостатки" Игоря, как его якобы "невоцерковленность" и поясняет: "Но не сразу приходит прозрение - и даже самая последняя гражданская песня Талькова "Господин президент" содержит в заключительном куплете некую духовную и политическую наивность, исток которой - недостаток информации и общая невоцерковленность поэта". То есть получается, что Игорь был невоцерковлен до самой своей последней песни, и что уж говорить про более ранние песни. Одним махом Ходанов зачеркивает служение Игоря Богу. И "прозрение", под которым должно понимать веру, обращение к Богу, служение Ему сознательное - Ходанов, таким образом, вообще в Игоре не признает, раз уж и самая последняя песня Игоря, по словам Ходанова, "духовно и политически наивна".

Как можно такое говорить про Талькова? Тем более что на других страницах Ходанов признает, что Тальков много изучал историю, много думал, верил в Бога и ходил в церковь всюду, где был на гастролях. Здесь напраслина на поэта, желание уничтожить следы его влияния на современников. Желание уничтожить силу влияния Игоря на русских сейчас, когда она может быть очень велика. В Русской стране найдутся люди, сумеющие разглядеть правду в этом мутном потоке лжи.

"Факт" невоцерковленности Игоря Ходанов нашел в словах: "Верит в вас, как в Бога, изможденная страна" из песни "Господин президент". Дескать,

Нельзя президента Богом называть. Но понятно и неблещущему разумом, что здесь аллегория. За кого нас принимает Ходанов? Но мы все же понимаем, что Тальков не называет Богом президента. У него достаточное понимание, что президент - не Бог. И достаточно воцерковленноети, чтобы чувствовать место Бога - в своем сердце, а место президента - в своей стране. Говоря, что народ верит в президента, как в Бога - Тальков произвел аллегорию, то есть сравнение, стараясь выразить большую надежду народа на спасение страны президентом в период общей разрухи и неразберихи. Этим поэт подчеркивал катастрофичность положения страны, и слезную надежду народа на спасение ее. Потому и слезную, что надежды-то очень мало. ЭТО ВЕДЬ СВОЙСТВО БОГА: СПАСАТЬ ОДНОМУ ЕМУ ВСЕХ. Потому и дано сравнение: "как в Бога". Таким и хотела увидеть страна нового президента. Таким и обязан был быть президент. (Как Бог на Небе, - так и царь в стране один). Обязан бы взять на себя дело спасения страны. Наличие одного правителя и положил для, страны Бог. В нормальной стране при нормальном политическом устройстве власть именно и должна принадлежать одному человеку. ''Помазаннику Божию". Такому, который твердо верит в Бога и действительно ведется Богом во всех своих решениях. Такой просто не может быть самоуправцем, самодуром (как у нас любят лгать на царя), а есть самодержец страны в смысле единого и твердого руководства при условии единой и твердой подчиненности Богу. Компания страной править не может. Все эти свойства человеческого сообщества и свойства единичной души заложены в нас Богом при создании. А потому и правила поведения и соотношения друг с другом, хотя бы и целого государства и способа управления им - подсказывает и указывает Бог. После своего личного правления Бог предложил нам царя. Так что на Земле этот вариант единственно приемлем.

Мы хотим сказать, что таким выражением "как в Бога" Игорь Тальков подчеркнул общее выражение и надежду народных масс на спасение. Да и вообще это есть идиоматическое выражение, то есть устоявшееся, а значит, смысл его известен большинству, и использовать это выражение вовсе не возбранялось. Это все говорит о том, что книга эта под видом похвалы порочит Игоря в том, в чем он и не виноват.

Уж совсем странно читать намеки Ходанова на то, что у Игоря и дара различения добра и зла нет. Так, Ходанов под словами о невоцерковленности Игоря пишет сноску: "ДАР ДУХОВНОГО РАЗУМЕНИЯ, СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА ниспосылается человеку лишь постепенно, в результате христианского образа жизни в Церкви. В святоотечёской литературе этот дар признается за один из высших и наиболее труднодостижимых". Дескать, не достиг Игорь и в последней песне дара различия добра и зла. И зачем тогда на его песнях учиться и слушать их? Ничего себе похвала Игорю. О ком тогда писал Ходанов: "Спасите наши души"? Может быть, тоже в двойном смысле, как это делают психологи, подразумевая, что душа Талькова не Спасена. А не так, как читатели думают спроста: что мы просим спасения у Игоря Талькова, как у своего пророка. Истинный поэт всегда пророк.

Если в начале прочтения книги и при знакомстве с подзаголовком "О христианском осмыслении поэзии В. Высоцкого, И. Талькова "читатель думает: наконец-то дана православная оценка творчества Игоря, наконец-то, показано, что Игорь служил именно Истине, а значит и Церкви, и был истинно воцерковлен. Он жизнь свою положил за Истину, - а священник называет его невоцерковленным!

Теперь о рок-музыке. Ходанов со знанием дела описывает "рок".

Со знанием того, как и через что мировая закулиса губит в этой области людей. Насмешничает над христианами, увлекающимися рок-музыкой. И делает однозначный вывод: "Идеи песен Талькова, с одной стороны, и используемые им приемы и средства рок-эстрады, с другой, образовали непримиримый антагонизм. В этом и таилась самая большая опасность для самого исполнителя". Никакой опасности здесь для Игоря не таилось. Ходанов уверяет, что через использование рока Тальков потерял плоды своего воздействия на слушателей. Ничего Тальков не потерял. Только приобрел с помощью Господа. Ходанову хотелось бы, чтобы Игорь не получил результата. И сейчас хочется, чтобы Игоря никто не слушал. Но мы будем слушать голос своей совести, а не Ходанова. Мы будем слушать Талькова. И учиться у него правильно жить.

"Нельзя говорить о духовном, - продолжает Ходанов, - на волне эмоционального накала и взвинченности, крика, душераздирающих звуков и какофонии - всего того, что составляет все существо рок-музыки". И последняя фраза Ходанова в этом разделе: "А воздействие рока все равно сведет на нет даже самые благие призывы к недолговечным эмоциям и нервической экзальтации". Как красноречиво говорит! И как неправильно говорит! Мы видим совсем другой результат! И как бы ни хотелось подобным Ходанову низвести Талькова до нервической экзальтации - его песни будят лучшие движения в душах людей. Убедительно, глубоко, искренне. Тальков до сих пор говорит правду людям. И его песни не устареют, потому что и устаревать уже некуда. Все идет к концу. И даже до уровня Игоря поднимется ли кто?; Есть надежда, что поднимется. Есть еще потомки истинных праведников, есть, кому молиться за спасение душ наших, есть еще чистые души. Есть сила в руках Господа, могущего и в этой кровавой каше взрастить самоотверженность и честность. Говорю это в пику тем, которые, уверяют, что в наше время нет людей, согласных пострадать за истину, и не может уже Господь при таком падении нравов воздвигнуть Себе праведника. На самом же деле Бог ждет согласи человека. Потому, что. Сам положил закон свободы воли и выбора, человеку разрешено самому выбрать: добру или злу служить.

А про рок можно сказать просто. Это как лопата: можно ей убить, а можно и землю под картошку вскопать. От человека зависит. Это как компьютер. Можно с его помощью гадости писать, а можно и божественные стихи. Компьютер хотят использовать в конечном итоге для механического обеспечения полного контроля над людьми и деньгами - для наложения печати антихриста, - но пока его можно использовать в благих целях. Не было бы греха - все бы использовалось в благих целях. Так и рок. Игорю удалось изменить низменные ритмы рока в живое биение человеческого сердца, ищущего Бога.

Рок - это в первую очередь ритм. В обычном роке ритм направлен на ритмы зла и нетерпения. А когда гитара в праведных руках - то и ударник будет выражать праведный гнев, мужественное исповедание, принципиальную честность, самоотверженность до конца, бескомпромиссность. Сам по себе звук не производит нравственности или безнравственности в человеке. Главное смыслы песен. Также есть и духовная энергия, которой заряжается и сопровождается процесс извлечения музыки из инструментов. Если человек со злостью будет бить по клавишам, то и "подаст на люди" чувство зла. Таков же механизм колдовства и заговоров. С каким чувством и желанием произносить слова, чего и кому при этом желать - это и влияет на других людей. Если упорно призывать к тому же бесов на помощь, то Бог может и попустить это по закону свободы воли. На том же свете будет положен решительный предел всякому беззаконию, нечестивцы будут отделены от кротких.

"Чистые пруды" Игорь исполнял на фортепиано. Ну, а ударники употреблял для выражения праведного гнева и бескомпромиссного мужества. Очень удобно. Господь тоже молнию употребляет для напоминания о Себе и наказания. И Сам приидет, "как молния от Востока до Запада".

Этим еще раз убеждаемся, что Господу все возможно. Даже среди певцов создать праведника. Даже в растленной системе и государстве вывести на сцену чистого и: героя, и даже в преображенном стиле: рок выкрикнуть от всего сердца и с болью души всю правду.

А какая у Игоря музыка! Чудо! Какие аранжировки! Игорь начал со стиля рок, потому что рок означает протест, а Игорь протестовал против зла и впоследствии, преобразив этот стиль, создал свой уникальный стиль борца со злом, "стиль Талькова". Его музыку хочется слушать и слушать. Как гармонично, как соответствует тексту: ново, необычно, ненадоедливо, приятно.

Все Бог дал для своего пророка. И никакой разнузданности и агрессии, как утверждает Ходанов. Он пишет, что "после песен Талькова публика пойдет громить банки и телестудии, казино и притоны, теневиков и наиболее одиозных журналистов". Песни Игоря в первую очередь заставляют глубоко задуматься человека. А если и надо громить, то причины, - а не следствия. И разве Игорь призывал громить притоны? (Хотя многие русские люди желают уничтожения казино и притонов в России). Он боролся с системой лжи, безверия. Он призывал быть политически активными. Но методами добра.

А Ходанов утверждает: "Итак, проблема протеста против лжи в рок-н-рольном исполнении остается навсегда неразрешимой". Дескать, навсегда песни Игоря бесполезны, "не в том исполнении". Просто автору этого бы очень хотелось. Но мы понимаем, что это не так. Песни Игоря прекрасны. Со временем он оттачивал каждую песню до ее гармонического совершенства. И, в результате, песни его - это целые прекрасные композиции, в которых в чудной гармонии находятся слова, музыка, чувства, мысли, патриотическая самоотверженность. Музыка прекрасна и нова, слова мудры и понятны, чувства честны и предельно глубоки, до самого дна души. Такие песни насыщают всего человека. И им невозможно противиться. Потому что это говорит сама правда. Стиль "рок" в руках Игоря стал мощным оружием добра, и это могут подтвердить все. Поэтому позиция Ходанова, a значит, и все им написанное, становится явно противохристианской, когда он наотрез отказывается признать музыку Игоря несущей добро. Так, Ходанов пишет: "Однако в этой борьбе он поневоле использовал запрещенное оружие диавола - рок, который ни при каких обстоятельствах не может служить добрым и созидательным целям, будучи принципиально разрушительным". Но все дело в тонкостях и акцентах, в интонации. Можно одну и ту же фразу сказать угрожающе и примиряюще. Так же и сыграть. И Ходанов понимает роль тонкостей. Он пишет: " а духовный мир - это сплошные тонкости: чуть ошибся и уже под ногами что-то с треском рвется и проваливается, и ты вверх тормашками летишь в пропасть..." Вот именно. Ходанов тихонько сдвигает акценты, чтобы читатель, вместо любви к Талькову и желания последовать за Тальковым, начал испытывать отторжение, сомнение, безверие в правость Талькова. И поистине, сейчас Надо быть "мудрыми, как змии", - чтобы разглядеть нечестие наших противников и сохранить свою чистоту, правду и действенность.

Ходанов сознательно смещает акценты в понимании творчества Игоря Талькова, чтобы приостановить разрастающееся влияние Игоря на умы и сердца современников.

Да, Игорь творил крестное знамение на сцене перед многотысячной толпой зрителей, всегда и везде проповедовал Бога словом, делом и помышлением. О своей вере он говорил песнями и делами. Как можно такого назвать невоцерковленным. Просто Ходанову досадно, что не смогли повлиять на Игоря вот такие священники, как он, взяв его "через жизнь по благословению" под свой крепкий и постоянный "контроль на исповеди" (выражение Ходанова). Вызывает сомнение само слово "контроль". Ибо это слово светское, а не церковное. Ведь исповедь есть, прежде всего, таинство и всегда должно быть тайной исповедника и исповедующего пред Богом.

Автор под конец вдруг говорит: "Игорь Тальков был светский человек". Это неправда. Он жил в миру, но по сути души своей не подчинялся светским нормам. Светские нормы сейчас: это безверие и жительство по законам вежливости. Будь светски вежливым - а дома будь каким хочешь - так негласно говорят эти законы. Светские законы запрещают говорить против мнения большинства. А Игорь говорил. Светские законы запрещают работать так много и подчинять этому труду всю жизнь. А Игорь работал всегда и везде. Светские законы призывают расслабляться и жить ради жизни на земле. А Игорь верил в Вечность и работал на нее. Светский человек не стал бы терпеть таких материальных трудностей и притеснений со всех сторон, а он терпел и продолжал свое дело. НО ЗАТО ИГОРЬ СТАЛ СВОБОДНЫМ ОТ ЭТИХ СВЕТСКИХ НОРМ, ЗАШОРИВАЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА. И нас тому же учит. ЭТО ОДНО ИЗ ЧУДЕС, КОТОРЫЕ ИГОРЬ МОЖЕТ ДАТЬ СОВРЕМЕННИКАМ: НАУЧИТЬ НАС СЛУШАТЬ БОГА, А НЕ СВЕТСКИЕ НОРМЫ. Слушая его песни и смотря его видеофильмы, можно многому научиться. И приникая к его молитвам.

Тальков умел любить духовно. Это видно из его прекрасных отношений с сыном. По нежной любви к матери. Как он ей подписывал пластинки. С какой любовью и мягким юмором. А главное - его лицо. "Лицо - зеркало души". На нас смотрит сама честность и неподкупность. Прекрасное высокое мужество и запредельная самоотдача. Надо хорошо понять, что при таком постоянном риске жизнью не могло в человеке остаться ничего дурного. Только вечное. Ради чего стоит и жить, и умереть. И получить и прекрасный венец, и великое дерзновение пред Богом. Ради этого стоит жить.

То, что в свет вышла эта книга "Спасите наши души" (тираж 20 тысяч!) о творчестве Талькова, искажающая понятия творчества поэта - говорит о том, что к наследию поэта неравнодушны, и это наследие действует. И также то, что борьба наша и Игоря не закончена. Книга отзывов в Музее Талькова красноречиво, говорит об искренней и чистой любви к Игорю. Как часто звучит там: "Наконец-то нашел тебя, Игорь!". Через Игоря молодежь видит, что вера в. Бога - это не есть такая скучная и. пустая вещь, как хочется убедить в том нас противникам Бога. Когда смотришь на Игоря-видно, что служение Богу может стать чудесами всех талантов, - жизнь становится яркой, расцвеченной событиями, полной борьбы и прекрасных смыслов. Жизнь становится надеющейся на вечность. Таким людям прощаются все прежние грехи их юности.

Поэтому и мы должны сказать свое слово об Игоре, чтобы не предавать его память. Как видно, Игорь сейчас начинает свой "последний бой" за Отечество. Лично он уже недосягаем для врагов нашей Родины. Но он все так же действен и страшен им. Кто имеет веру и умеет видеть Божию волю в жизненных обстоятельствах - тот может получить большую помощь от Игоря и других святых. Пусть Игорь не прославлен пока людьми. Но прославляет Бог. И всегда впереди официального прославления идут реальные чудеса, происходящие по молитвам праведника. Игорь очень нам близок по времени, хорошо знает наши проблемы и по зову сердца готов всеусердно помогать каждому, кому дорога Россия.

Итак, чудеса Игоря начались. Они не обязательно могут быть в таком громком и классическом виде, как исцеление расслабленного и параличного. Легко переехать из города в город, когда это важно - уже чудо. Примирение беспрерывно враждующих-чудо. Игорь имеет дерзновение спасать подростков от разгула стихий бесовских направлений рока. От Игоря мы можем, скорее всего ожидать помощи и участия в тех делах, в которых подвизался и он. Облегчение пути на "открытую сцену". Образец мужества и стояния в правде до конца. Помощь молитвенная за Россию. Соединение в единое целое разрозненных христианских душ, имеющих честное сердце и желание послужить Богу и людям, желающих приобрести любовь Бога.

Хотя, конечно, ему ничего не стоит замолвить за нас слово и по поводу телесных немощей, вроде какой-нибудь болезни. Да в любых современных человеческих делах он может помочь. Игорь имеет доступ к рычагам истории. Сам может участвовать в сотворчестве Бога, в помощи русским людям в поднятии своей страны из пепелищ разрушенных душ. Вообще, в таких крупных вещах, как возрождение всей России. Теперь ему доступна помощь всех русских святых. Он легко может соединиться с каждым из них, действовать сообща. Ведь ЦЕРКОВЬ состоит из Ангелов и человеков, живых и усопших, святых и грешных, мужчин, женщин и детей. Торжествующая на Небе,  Церковь воинствует на Земле, и чада Ея святы. И чада Ея наделены силой и властью сдвигать горы бесовского господства. Отличительной чертой русского народа является его жертвенность. Игорь Тальков есть истинный сын России, любящий ее до отдания себя в жертву за всех, уподобившись Иисусу Христу, своему Идеалу, как он свидетельствовал. И этим он показал нам, простым людям, что пришло врем" осознать, что свят каждый человек, если он принадлежит Святой Руси, в Святая Русь и Церковь понятия неразделимые, и Премудрость Божия открывает каждому дорогу к святости и подвигу.

Игорь Тальков достиг святости

Историческая газета

№3, март 2001 г

Иеромонах ИОАНН

Вверх